Ундэр Баабай означает высокий, высокочтимый отец

Это горный массив, состоящий из высокой скалистой горы и прильнувших к ней трёх одинаковых сопок над самой рекой Джидой.
С южной стороны, т.е. со стороны реки, все три сопки образуют отвесную скалистую поверхность, и каждая сопка интересна и уникальна по-своему. В середине первой сопки на скальной поверхности имеется пещера, которую можно увидеть только с Мухорской долины. На второй сопке, которую называют «Барисаан», встречают и провожают гостей района. К подножию третей сопки ведёт узкая козья тропа. С одной стороны — отвесная каменная стена, ухватиться не за что. А с другой стороны — бездна, где далеко внизу, у самых скал стремительно несётся река Джида. Но когда, наконец, доберёшься до подножия, из-под огромной скальной ниши в двух местах бьёт минеральный источник — аршан. Первый аршан помогает от болезней желудочно-кишечного тракта, а слева второй, что капает как слезинка, — исцеляет зрение. Между расщелинами скал имеются глиняные отложения, употребив которые в определённых дозах, можно вылечить язву желудка. Так Ундэр Баабай исцеляет и оберегает всех жителей района. Он последним провожает нас в путь и первым встречает в родном краю.
Легенда об этой горе гласит следующее. В давние-предавние времена местные жители его называли Ехэ-Дабаан, что переводится как Большой перевал. Малый перевал (Бага-Дабаан) находится возле села Харацай. По преданию казак (по другим версиям пять родных братьев-казаков) вместе с беременной женой верхом на верблюде спасались от преследователей из Монголии. Когда они достигли Большого Перевала, то у жены начались предродовые схватки, и они вынуждены были укрыться в скалах. Преследователи уже проходили мимо, как вдруг заревел верблюд. По его крику беглецов нашли и убили на месте. Дух убиенного казака превратился в хозяина этой горы. Ундэр Баабай наложил строгий запрет — табу на верблюдов, может, поэтому они не приживаются в нашем районе, а также на всех женщин (они не имели права переходить через этот перевал, а обходили дальней северной стороной через так называемый женский перевал — Эмгэдэй дабаан). Когда изредка Ундэр Баабай показывается людям, он предстаёт в облике высокого русского мужчины в казачьей форме, верхом на вороном коне или на тройке лошадей, а рядом жена-монголка. Долгие годы жители свято соблюдали табу, наложенный Ундэр Баабай: не разводили верблюдов, женщины обходили перевал окольной дорогой. И только после войны жители близлежащего села пригласили ламу высокого ранга и совершили большой молебен. Уговорили Ундэр Баабай, чтобы разрешил беспрепятственно проходить всем мужчинам и женщинам. Ундэр Баабай был воином-казаком и поэтому покровительствует служивым людям, всем, кто находится в пути и вдали от родных мест. Каждый год юноши перед военной службой берут с перевала камушки или горсть земли в качестве оберега.
В начале лета жители села Улекчин совершают молебен в честь Ундэр Баабай, после которого устраивают «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужчин») по национальной борьбе, стрельбе из лука и конным скачкам. Выйти победителем на этих состязаниях — большая честь для каждого юноши и мужчины.

Ундэр Баабай, Закаменский район