Последняя надежда на культуру Бурятии сегодня повешалась

Уж так повелось, что первые дни Нового Года содержат какое-то тайное значение для россиян. Так сказать самое время для посадки семян будущего года. Волшебная неделя под девизом «Как Новый Год встретишь, так его и проведёшь!» началась. В эту неделю все стараются не ругаться, быть покладистыми, отдыхать как хочется, есть только самое вкусное и любимое, чтобы весь год прошёл хорошо и слаженно. Мы с другом не стали исключением. Отдавая предпочтение духовной пище, мы выбрали классику: Алексей Людевиг с Молодёжным камерным оркестром Бурятии. Ну что ещё может быть лучше звучания живых инструментов в стенах музыкальной резиденции родного города. Я предвкушала встречу с прекрасным, особую атмосферу, которая царит на подобных вечерах, когда все зрители без исключения повязаны невидимыми нитями счастливого музыкального единения. Однако вскоре выяснилось, что концерт отменён ввиду болезни маэстро. Сказать: «Жаль…» — ничего не сказать. Я действительно озадачилась чем же заполнить зияющую пустоту запланированного вечера. О великий интернет – слава тебе! Всегда подскажет и покажет все анонсы. И к моему удивлению я не обнаружила ничего стоящего. Даже нашла сайт, который обещал: «… для жителей Бурятии подготовлена разнообразная развлекательная программа на новогодние праздники». Открываю. Читаю: «1 января – открытие бассейна…» — интересно, сколько людей отлипли от экранов телевизора и одев очки для плавания помчались осуществлять заплыв? Хорошо. Читаем дальше. Пара сказок для детей на сценах театров. В целом до 8 января репертуар не очень-то расширился, за исключением открытия национальной библиотеки 3 января (держите меня семеро – ох уж эти библиотечные забавы!), рождественские встречи (одна и которых и была перенесена) и комедийный спектакль Месье Амадей французского драматурга А. Рейно-Фуртона. Посомневавшись в уровне местной театральной труппы, после приезда театра им. Вахтангова, мы всё же пошли на сие мероприятие – ведь не так плох наш театр и к тому же главный театр города.
Зал был полный. Что не удивило, ведь выбора для ценителей искусства министерство культуры нам не предоставило. К тому же зал был весьма разнообразным: молодёжь, люди среднего возраста, человек пятнадцать юнкеров, мужчины и женщины более зрелого возраста. Если брать средне арифметическое значение — пары 30-40 лет. Погас свет и зрители замерли. Стоит отметить красивые декорации, хороший звук, свет. На сцене появился мужчина лет пятидесяти с сомнительной растительностью на голове и с внушительным размером талии. Запыхавшись он пытался выяснить от кого бежала дама и каков же основной род её деятельности. Дама была действительно «с Амстердама»: чёрное платье с красным перьевым воротом и подолом, чёрные колготки с невнятным рисунком и красные стрипы. Один её вид заставил усомниться меня в порядочности пьесы. Игра актрисы пришлась мне абсолютно не по вкусу. То ли переигранность, то ли не та роль не для того таланта, то ли отсутствие оного или его неполное раскрытие или элементарный недостаток опыта или же как вариант всё вместе в разных пропорциях. А процесс шёл. И внимание! Тайна рода занятия дамы раскрылась её короткой репликой: «Ты ещё не понял кто я? Я – шлюха!..». У зала был шок. В зале была тишина, на сцене действие продолжалось, а мне хотелось переключить канал или просто выйти. И это со сцены театра! Какой уровень! В новогодние праздники я ожидала от театра абсолютно другого спектакля. Тем не менее досмотреть спектакль пришлось, ведь билеты в середине спектакля не меняются. Два часа своего времени мне пришлось слушать о «клиентах», «котах-сутенёрах» и «девочках-проститутках». Половине зала было смешно, что можно сравнить с увлечённостью зрителя телевидением. Всё конечно же закончилось Хэппи Эндом, но суть пьесы с героинями-проститутками весьма новогодний ход. Игра актёров, за исключением главной героини сомнений не вызвала.
И теперь по существу. На что ориентировались деятели министерства культуры, когда составляли программу мероприятий на новогодние праздники?? Судя по изобилию сказок и дефициту праздничных концертов для взрослых, на то, что в городе в основном живут дети. О какой культуре населения может идти речь, если в праздничные дни нет в программах театров достойных внимания концертов и спектаклей. Не говоря о Московском репертуаре театров и концертных площадок, от разнообразия которого буквально разбегаются глаза, наши соседи Иркутяне могут похвастаться куда более полным ассортиментом. И если местные культурные мероприятия в большинстве своём основаны на приезде иногородних артистов, Иркутск может гордиться местными артистами и труппами, которыми и заполнен период новогодних праздников. Что же мешает нашему министерству культуры с достоинством проводить и организовывать новогодние мероприятия? Лень. Неужели нельзя было обязать разные организации и театральные площадки на организацию пары-тройки концертов? Такое ощущение что «библиотеками и бассейном» заполнили «дыры», которые предназначались для концертов:
— Что же ставить на новогодние праздники? У нас нет концертов и спектаклей, или они есть, но у всех же новогодние каникулы…
— Можно заполнить библиотекой и бассейном!
— Точно! А ещё добавить в программу празднования мероприятия сельских Домов Культуры.
— Эврика!
Уважаемые, это так примерно было? Позор! Откровенный позор! Культура Бурятии не только нищает, но и узко движется в рамках национального колорита. Может стоит всё же снять рамки и пустить всё то разнообразие, которое имеет место быть в мире в целом без зацикливаний?
Далее хочу обратиться к местным группам и коллективам: проводите концерты, совместно или индивидуально! В этом так нуждается город! Со временем слой невежества растворится, а ряды благодарной и культурной публики пополнятся. Ведь в нашем городе так много талантливых людей, особенно молодёжи. Неужели никому в голову не пришло организовать концерт с изобилием песней, танцев, акробатических номеров?
Давайте уж думать, что ли. А то как-то не думая, тяжеловато будет. Чем дальше, — тем смешнее. Не правда ли? С Новым Годом!

Критиковала Алия Шакурова.