Хадаг табилга (сватовство)

В старые времена у бурят свадьбы часто планировались родителями тогда, когда жених и невеста были еще детьми. Отцы менялись поясами, беря обязательство, что их дети, когда вырастут — поженятся.
Непосредственно свадебные дела начинались со сватовства. День сватовства определяли по зурхай у ламы. Свататься к родителям невесты едут представители семьи жениха. В некоторых районах такими представителями могут быть родители, а в некоторых — только родственники. Другой старинный обычай, предполагал, что среди сватов не должно быть женщин. Среди сватов выделяются наиболее почетные — худын туру (мужчина) и худагын туруу (женщина). Это не обязательно муж и жена и не обязательно даже родственники жениха. Они должны быть не вдовые, полностью здоровые, многодетные, и дети их также должны быть живы и здоровы.
Обычно сватов нечетное количество (3-5-7 — священные числа). В то же время в некоторых районах (например, в некоторых селах Закаменского района) допустимо только четное количество. Поскольку сватовство предполагает обмен подарками, должно быть согласовано заранее, сколько людей едет. Нельзя приезжать «на хромой лошади» — сейчас это означает, что машины сватов должны быть в порядке. Машину нельзя ставить прямо напротив входа во двор – так выносят мертвецов. Гостей никто не встречает. Они заходят в дом невесты «нара зуб» — т.е. по ходу солнца, и без приглашения.
В некоторых местах есть обычай, когда сторона жениха, войдя в дом будущих сватов, снимают шапку, и, не сказав ни слова, проходят к бурхану и делают подношение. Только потом начинается ритуальный разговор, с характерным юмором. Хозяева делают вид, что первый раз слышат о том, что их дочь собирается замуж: «Мы тут справляем день рождения. А вы почему в рабочий день катаетесь?». И все это притом, что обе стороны до этого договаривались о предстоящей встрече. А сторона жениха стремится с достоинством выйти из ситуации.
Худын туруу говорит, зачем пришли, хвалит жениха, его род, сторону невесты и просит разрешения у хозяев дома поднести хадак бурхану. Подходят к бурхану, зажигают зула (лампадку), ставят хадак, открытую архи (водку), молоко, пачку чая. Просят разрешения у бурхана взять невесту в этом доме. Обращаются с молитвами, чтобы создающийся союз был крепким и долгим.
Потом все садятся за стол и худын туруу жениха провозглашает: «Бурхан разрешил!». Далее начинается застолье и обе стороны обмениваются подарками. Раньше дарили отрез ткани на пошив дэгэла (обычно 5 м.), деньги, чай. Но самым популярным подарком были и остаются рубашки. Их размеры и количество оговаривают заранее.
Приехавшая сторона, чтобы ничего не просить, берет с собой нож, спички, водку. Делается это для того, чтобы сватов не вышучивали, мол, приехали гости, а у них ничего нет. В конце договариваются, когда делать свадьбу – летом, осенью…
Долго засиживаться во время сватовства не принято. В среднем беседуют 2-3 часа, после чего надо уезжать, пока хозяева не начали подкалывать – мол пора укладываться спать. Уже после «Хадаг табилга» родители молодых в рабочем порядке решают, какого числа будет бракосочетание, где и как. Окончательную дату утверждают в дацане.
Отправляясь на сватовство (Хадаг табилга) не забудьте взять:

Хадак для бурхана (синего цвета);
Пачку чая;
Зула (лампаду);
Спички;
Далагын табаг (тарелка с печеньем, конфетами, маслом и т.д.);
Молоко;
Подарки (обычно рубашки);
Мелкие монеты, зерно, для подношений в дороге.
*******
Басаганай наадан (девичник)

Строго говоря, «басаганай наадан» – это не девичник в европейском смысле, на который собираются подружки невесты, а скорее сборы и проводы невесты.

На басаганай наадан приезжает жених, иногда с друзьями, но, как правило, без родителей. Жених и худын туруу со стороны жениха привозят «хубуунэй хэшэг» – угощения, напитки. Их выставляют на столы, за которыми собираются родственники невесты. Они произносят пожелания, дарят невесте подарки, которые становятся ее приданным — с ними она поедет к жениху. В приданое входит полный комплект постельного белья – оно у невесты обязательно должно быть свое. Также традиционно дарили серебряные украшения.
Родственники невесты собирают «басаганай хэшэг» – еду и напитки, которые она увозит на основную свадьбу (в дом жениха). Невесте заплетают две косы, втыкают спицу в волосы («туйбэ»). Невеста переоблачается. «Басаганай дэгэл», то есть девичий наряд, меняется на «hамганай дэгэл» — женский. С этого момента она считается взрослой женщиной. Иногда это делается и на самой свадьбе. Невесте поют «уусын дуу» – песни-пожелания перед выездом, увещевают не забывать родные края, своих родителей. В конце басаганай наадан слово берет худын туруу со стороны жениха. Он говорит, что теперь своими глазами увидел, насколько хороша невеста, ее родня и собранные ими подарки. В этот момент родственники невесты приглашаются на свадьбу.
По завершении «девичника» жених забирает невесту с приданым и увозит к себе. «Басаганай тала» – сторона невесты — кидает вслед уезж?